Фортеця публикует статью
879
Анонс:
История нашего города

История застройки левобережной части Днепродзержинска

Город в послевоенное время.

После освобождения город продолжал активно развиваться. Строились новые промышленные предприятия, заработала Днепродзержинская ГЕС. Днепровский металлургический комбинат – сердце Днепродзержинска – производил продукцию рекордными темпами. Восстановление Днепродзержинска полностью было завершено к 1950 году.

С увеличением количества рабочих мест увеличилось и население города. Соответственно остро встал вопрос о расселении граждан. Нужно было в срочном порядке утверждать новые планы застройки Днепродзержинска.

Куда же нам дальше расширяться?

В 40-50 годах Днепродзержинск уже занимал всю нынешнюю центральную часть города. С одной стороны застройка вплотную приблизилась к территориям близлежащих заводов, а с другой стороны Днепродзержинск окружен плодородными землями Криничанского района. Там же находился поселок Романково, который также активно застраивался новыми индивидуальными домами. Отсутствие участков для дальнейшего расширения границ города грозило прекращением строительства жилья. Еще ближе к заводам строиться было уже некуда, да и нельзя. Все понимали, что уровень экологического загрязнения среды уже достиг критической отметки, нужно было переносить за город или заводы или жилые кварталы. Единственным вариантом была разработка совершенно новых территорий, пригодных для застройки такого необходимого жилья.

Вариантов имелось несколько:

  • Расширение за счет участка земли за железнодорожной станцией Днепродзержинск-пассажирский.
  • Расширение в сторону с. Аулы
  • Расширение города на левобережных территориях за с. Куриловка

Среди этих районов не было ни одного оптимально подходящего для строительства. Первый был отметен сразу, как самый затратный. Ведь для застройки местности необходимо было убрать километры железнодорожного полотна. Это долгий и трудоемкий процесс, а ситуация требовала безотлагательного решения вопроса. Левый берег на то время был вообще не обустроен, не было ни дорог, ни коммуникаций, сплошная степь и деревья. Без особых расчетов стало понятно, что это тоже очень дорогостоящий проект. Поэтому рассматривался Аульский вариант строительства, как наиболее экономически выгодный.

Но почему же так и не сложилось?

В городе целый месяц работала комиссия для детального изучения вопроса застройки территорий, неоднократно выезжала на предполагаемые места проведения застройки. Выяснилось, что на землях около с. Аулы есть очень много оползневых явлений, также придется выделять огромные деньги для транспортного сообщения между новым аульским микрорайоном и промышленным центром города. К этим растратам добавлялась компенсация жителям Романково за снос их частных домов. Последним веским аргументом стала «роза ветров» Днепродзержинска. Оказалось, что все выбросы и тяжелые газы летят в сторону Аул, и постройка многоэтажек там недопустима. Просто невозможно будет открыть окно, особенно на верхних этажах. Решение застраивать Левобережную часть города принято само собой.

Как это было?

К проектированию жилых массивов подошли ответственно. Выдержана и панорама города за счет застройки кварталов вдоль Днепра, внесено в план много скверов, зеленых зон. Каждый массив Левого берега должен был иметь выход к местным водоемам, будь то Днепр, левобережный дренажный канал или Голубое озеро. Спроектировано также много школ, детских садов, культурно-образовательных центров. Проектировка домов и планировка квартир отвечали самым модным течениям того времени.

Строительство шло рекордными темпами. В начале 1971 года был утвержден Генеральный план развития города. А к концу 1972 года уже заложен первый фундамент жилого дома. Первая улица, которая здесь возникла, это проспект 50-летия СССР. В 1974 году этот дом был сдан в эксплуатацию. С тех пор ежегодно вырастали новые дома, объекты инфраструктуры, школы.

После распада СССР темпы строительства резко сократились. Последним был построен 5-й микрорайон, строительство жилых зданий здесь закончилось в 1997 году. Однако массив остался с незавершенным благоустройством, осталось много песчаных пустырей, и мало тротуарных дорожек, зеленых зон и внешнего освещения.

Недостроенными остались два микрорайона, для которых была подготовлена только почва под застройку. А всего выделено около 20 гектаров земли для еще четырех микрорайонов левобережья Днепродзержинска. Этого хватило бы для заселения 300 тыс. новых жителей. На сегодня, на левом берегу Днепродзержинска живет около 80 тыс. горожан.

Также в проекте осталась трамвайная линия, которая должна была соединять оба берега города. Некоторые её части лишь на бумаге, некоторые мы имеем в виде незавершенного строительства, это и автомобильные развязки, и подземные станции предполагаемого метро, и столбы с насыпью. Новая скоростная трасса строилась в спешке, из-за нехватки финансов проект постоянно упрощали и удешевляли. Как итог, и сегодня имеем частые проблемы с дорожным покрытием на автомобильной части моста.

Не смотря на все экономические и экологические проблемы города, левый берег остается все же одним из любимых районов горожан и гостей города. Белые высотки на фоне голубой глади Днепра и живописные закаты никого не оставляют равнодушным.
Улучшить сайт Соцсети